Самые известные оперы мира: Служанка-Госпожа (La serva padrona), Дж. Перголези

Самые известные оперы мира. Оригинальное название, автор и краткое описание

Служанка-Госпожа (La serva padrona), Дж. Перголези

Интермедия в двух сценах; текст Дж. А. Федерико.
Первая постановка: Неаполь, театр «Сан-Бартоломео», 5 сентября 1733 года.

Действующие лица:
Доктор Уберто, холостяк (бас), Серпина, его служанка (сопрано), Веспоне, его слуга (мимическая роль).

Действие происходит в Неаполе в XVIII веке.

Сцена 1.

Старый холостяк доктор Убеpтo, сердито шаркая, расхаживает по своему кабинету. У почтeнного синьора все основания быть недовольным: yтpo уже на исходе, а завтрак, «по милости» служанки Серпины, до сих пор еще не подан. Забывчивость непростительная… Голод и дурное расположение духа настраивают Убеpтo на сварливый лад: Серпина, негодная девчонка, которую он некогда приютил из жалости, платит своему покровителю черной неблaroдарностью! Подумать только, захватив в доме бразды прамения, она своевольничает и тиранит своего несчастного господина как только ей вздумается… Словно не она его служанка, а он, достойный Убеpтo, ее лакей! Боже, что может быть приятнее yтpeнней чашки шоколада!..- вздыхает вконец измученный эскулап. Пусть Беспоне кликнет нерадивую домоправительницу и скажет ей, что синьора ждут неотложные дела, и он в конце концов уйдет, не позавтракав!

На пороге показывается разгневанная Серпина. Oтчаянно браня бестолкового лакея, она подкрепляет свои речи парой добрых тумаков: глупец Веспоне осмелился потревожить ее и за пустяков! Завтракать уже поздно, хозяину следует запастись терпением и ждать обеда… А из дома она его не выпустит! Решительно захлопнув дверь перед носом ошарашенного Уберто, Серпина уходит.

Доктор взбешен дерзкой выходкой служанки. Впрочем, не настолько, чтобы позволить себе резкое слово. Разумнее другое — жениться. Супруга положит конец домашним неурядицам. Веспоне, чья преданность хозяину не вызывает сомнений, должен подыскать Уберто невесту. Вновь появившаяся Серпина от души приветствует счастливую мысль: разумеется, патрону пора обзавестись семьей. Только стоит ли затруднять Веспоне? Супругой Уберто станет она Серпина… Не выдержав натиска, старик спасается бегством.

Сцена 2.
Итак, — решает Серпина, — Уберто обретает свое счастье в браке с ней. Сопротивление упрямца будет сломлено — служанка знает слабые струнки своего патрона; разработан детальный план предстоящей кампании. Ставка делается на сострадательное сердце Уберто и на его любовь к деньгам. Склонившись на щедрые посулы, «верный» Веспоне соглашается принять участие в инсценировке, задуманной Серпиной. oт него требуется сущая безделица: облачившись в мундир кроатского офицера, спрятаться в соседней комнате; затем, явившись на зов домоправительницы, начать буянить и дебоширить, чтобы нагнать страх на беднягу жениха. Остальное плутoвка берет на себя.

…Уберто поражен — сумасбродка Серпина чем-то опечалена, ее глаза красны от слез… В чем дело? О, ввиду скорой женитьбы хозяина, бедной девyшке пришлось позаботиться о своей дальнейшей судьбе. Она решилась на брак с кроатским офицером. Жених до крайности груб, невоздержан и к тому же драчун; он не владеет итальянским языком; замужество сулит несчастной Серпине бесконечные муки. Уберто растроган услышанным, ему искренне жаль бедняжку… В довершение всего вояка, по словам Серпины, требует от него огромное приданое и грозит кулачной расправой, если не получит денег… Уберто встревожен за свои капиталы, — расчет хитрой Серпины оказался верен!

В комнату врывается переодетый Веспоне. По счастью, он недурной комедиант. Грозно насупившись и отчаяино жестикулируя, «гвардеец. повергает в ужас миролюбивого эскулапа. Боже, неужто здесь учинят драку? В конце концов Серпина довольно миловидна; брак с нею сохранил бы в целости деньги Уберто… Решено — доктор сам женится на Серпине, кроатский офицер может убираться на все четыре стороны.

Служанка торжествует: хозяин связал себя словом! Веспоне, ухмыляясь, сбрасывает маскарадный костюм. Уберто сознает, что его одурачили, но теперь ему остается лишь примириться со своей участью.

Между действиями таких, в высшей степени формализованных развлечений XVIII века, какими является opera seria (итал. — серьезная опера, своего рода высокая трагедия с присущей ей определенной монотонностью),было принято вносить разнообразие посредством intermezzo (итал.интермеццо) — коротких музыкальных представлений в жанре низкой комедии, для которых требовалось всего лишь два певца — сопрано и бас — и порой актер-мим (то есть актер без вокальной партии).

«Служанка-госпожа» была написана, чтобы служить именно таким intermezzo для трехактной оперы самого же Перголези «Гордый пленник», традиционной opera buffa, требующей мужского сопрано (кастрата) для главной женской партии и подлинного женское контральто для роли короля готов. Подобно пяти другим opera seria, которые Перголези сочинил за четыре года своей карьеры оперного композитора, «Гордый пленник» провалился. А вот «Служанка-госпожа» имела огромный успех.

Две интермедии, из которых она состоит, могут исполняться — и так впоследствии и делалось — как одноактная комедия. Мелодии оперы простые и веселые, а ее перипетии и характеры, рожденные непосредственно комедией XVIII века, не только очень доходчивы, но и необычайно реалистичны. Так родилась музыкальная форма, получившая известность как opera buffa, у которой оказалась долгая и почетная история, а ее классический пример — «Служанка-госпожа» — имела сценическую жизнь почетную и столь же долгую. (Строго говоря, эта форма, возможно, родилась пятью годами раньше с «La contadina» — первым интермеццо, основанном на реальной пьесе. Но маленькое творение Перголези было первым, которое заслужило всеобщее признание.)

Перголези умер в 1736 году в возрасте двадцати шести лет. Он так и не узнал, что десятью годами позже, Koгдa итальянская труппа поставила это eгo небольшое произведение в Париже, оно стало причиной оперной войны, получившей известность как «война буффонов». Широко уважаемые Рамо и Люлли сочиняли тoгдa величественные и патетические произведения, которые вызывали критические отзывы таких интеллектуалов, как Руссо и Дидро. «Служанка-госпожа» дала им оружие для атаки на формальные музыкальные развлечения, любимые королем.

Кстати, королева предпочитала тoгдa музыкальных мятежников. Результатом этой войны было, по меньшей мере, шестьдесят памфлетов, на эту тему, приобретшая успех opera buffa caмoгo Руссо, называющаяся «Деревенский колдун» (она стала образцом для «Бастьена и Бастьенны» Моцарта), и почти две сотни исполнений перголезиевского шедевра.

Капризы оперного вкуса привели все-таки к тому, что в течение одного или двух поколений слушателей XIX века эта опера совершенно не ставилась на оперной сцене. Но очарование и живость этого шедевра побудили возродить его в 1860-е годы. С тех пор «Служанка-госпожа» сохраняет свой статус самой ранней оперы, регулярно возобновляемой почти всеми оперными труппами в мире, начиная со студенческого театра и кончая «Метрополитен-опера» и другими августейшими музеями.

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ «Самые известные оперы мира»

с сайтов http://fenixclub.com, http://belcanto.ru

Оставьте комментарий