Самые известные оперы мира: Риенци (Rienzi), Р. Вагнер

Самые известные оперы мира. Оригинальное название, автор и краткое описание.

Риенци (Rienzi), Р. Вагнер

Опера в пяти действиях; либретто автора по роману Э. Булвер-Литтона «Риенци, последний из римских трибунов».
Премьера: Дрезден, 20 октября 1842 года; на русской сцене — Петербург, Мариинский театр, 22 октября 1879 года, под управлением Э. Направника.

Действующие лица:
Кола Риенци, папский нотариус (тенор), Ирена, его сестра (сопрано), Стефаний Колонна (бас), Адриано, его сын (меццо-сопрано), Паоло Орсини, патриций (бас), Раймонд, папский легат (бас), Барончелло, крестьянин (тенор), Чекко, крестьянин (бас).

Действие происходит в Риме в XIV веке.

Действие первое.
Улица; в глубине — Лютеранский собор; сбоку дом Риенци. Вечер. Орсини и несколько других патрициев собираются похитить из дома Колы Риенци, папского нотариуса и сторонника народной партии, сестру Риенци, Ирену. Риенци ненавистен знати, и она всегда готова сделать ему неприятность. Этому предприятию мешает другой патриций, Стефаний Колонна, который является сюда с несколькими патрициями; начинается схватка. На шум выбегает Риенци и прекращает схватку громовой речью. Патриции уходят сводить свои счёты за город. С Риенци остаётся юный сын Стефания Адриано, которому Риенци поручает охрану Ирены. Ему же говорит Риенци, что он твёрдо решил сломить самовластие римской знати. Риенци уходит, а Адриано остаётся наедине с Иреной, которую он любит. Светает. Трубные звуки созывают римлян в Лютеранский собор. Когда собирается много народу, на паперть восходит Риенци в сопровождении папского легата и всенародно обещает дать Риму мир и надёжное правительство. Народ предлагает своему любимцу корону, но Риенци отказывается: с него довольно и титула народного трибуна.

Действие второе.
Большой зал в Капитолии. Риенци принимает «вестников мира» от разных городов Италии, благодарных трибуну за меры по обузданию междоусобиц знати. После них Риенци принимает римских патрициев со скрытой насмешкой торжества, за которую те, после его ухода, клянутся ему отомстить. Тщетно старается успокоить их Адриано, который хочет спасти от смерти брата Ирены. Риенци возвращается и торжественно принимает послов от иностранных монархов. Он высказывает собранию свои заветные мечты об объединении Италии и восстановлении всемирного главенства Рима. Патриции злорадно шепчутся между собой, что трибуна погубят его широкие планы. Во время пантомимы и пляски, отвлекающей общее внимание, Орсини пробует заколоть Риенци кинжалом, но покушение не удаётся: Риенци предусмотрительно одел под одежду панцирь. Толпа хочет растерзать патрициев, но Риенци великодушно дарует им прощение. Патриции считают это за новое унижение, а друзья Риенци считают неблагоразумием; зато народ в восторге.

Действие третье.
Площадь в Риме. Набат собирает толпы римлян на площади. Возникает новое волнение на улицах, учинённое патрициями. Появляется Риенци и заявляет народу, что отныне он, Риенци, уже не будет щадить патрициев. Адриано хочет примирить трибуна со знатью, но Риенци отказывается от его посредничества и ведёт народ на битву со знатью. На площади остаются Ирена и молящиеся женщины. Риенци возвращается победителем, с трупом Стефания Колонны. Адриано проклинает трибуна, ибо отныне ему уже нельзя быть супругом Ирены; убив отца Адриано, Риенци убил также и его любовь к Ирене.

Действие четвёртое.
Улица близ Лютеранского собора. Сцена заговора против Риенци: из сторонников немецкой партии, ненавидящей Риенци за планы мирового владычества; уполномоченных римского папы, боящегося за утрату светской власти, переходящей к трибуну; патрициев; Адриано, сводящего с Риенци личные счёты. Вскоре появляется Риенци, который, зная о заговоре, посрамляет заговорщиков своими изобличениями. Когда Риенци с Иреной хотят войти в собор, им навстречу выходит кардинал и провозглашает отлучение Риенци от церкви. Двери собора закрываются перед Риенци, и он остаётся на площади. Адриано пытается отвлечь Ирену от покинутого всеми Риенци и подговаривает её к побегу, но она не согласна, решив разделить с братом его несчастье. Желая утешить Риенци, она бросается к нему на грудь, оставив Адриано.

Действие пятое. Картина первая.
Зал во дворце Риенци в Капитолии. Риенци молится и утешает сестру; он ещё надеется урезонить народ, к которому хочет выйти. Вместе с ним хочет выйти к народу и Ирена, но её останавливает Адриано, взбунтовавший чернь, которая разбивает окна дворца. Ирена ещё раз отталкивает от себя Адриано, предлагающего спасти её.

Картина вторая.
Площадь в Капитолии. Площадь полна волнующегося народа. Риенци тщетно пытается успокоить народ с дворцового балкона, с ним Ирена. Народ в ответ поджигает дворец. Адриано, ворвавшийся с патрициями, бросается во дворец и гибнет в пламени вместе с Риенци и Иреной. Патриции набрасываются на толпу народа, восстанавливая свою, потрясённую было трибуном, верховную власть в Риме.

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ «Самые известные оперы мира»

с сайтов http://fenixclub.com, http://belcanto.ru
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: