Самые известные оперы мира: Парсифаль (Parsifal), Р. Вагнер

Самые известные оперы мира. Оригинальное название, автор и краткое описание.

Парсифаль (Parsifal), Р. Вагнер

Драматическая мистерия в трёх действиях; либретто автора.
Первое представление: Байрёйт, «Фестшпильхаус», 26 июля 1882 года.

Действующие лица:
Амфортас (баритон), Титурель (бас), Гурнеманц (бас), Парсифаль (тенор), Клингзор (бас), Кундри (сопрано), рыцари и оруженосцы Грааля, волшебницы Клингзора.

Место действия — Монсальват, гора, на которой в замке хранится Грааль (святая чаша с кровью Христа), на севере «готической» Испании. Действие происходит также в волшебном замке Клингзора, на южном склоне той же горы, в «арабской» Испании. Одежда рыцарей и оруженосцев Грааля подобна одежде тамплиеров: белые туника и плащ, но вместо красного креста — на щите и плаще изображена летящая голубица.

Действие первое.
Мрачная, величественная чаща. Рассвет. Рыцарь Гурнеманц и два юных оруженосца спят под деревом. Со скалы Грааля доносятся торжественные звуки труб — утренняя побудка. Гурнеманц просыпается и расталкивает юношей, все погружаются в молитву. Появляется кортеж, сопровождающий короля Грааля Амфортаса на его ежедневное омовение в озере, где он тщетно ищет исцеления от неизлечимой раны. Между тем на сцену стремительно влетает верхом на лошади женщина с развевающимися волосами и огненным взором: это Кундри. Она передаёт Гурнеманцу бальзам для Амфортаса, а затем бросается на землю без сил. Рыцари и оруженосцы сопровождают носилки с больным королём. Он жалуется на пагубную власть Клингзора и уповает лишь на скорый приход «святого простеца». Поблагодарив Кундри за бальзам, король продолжает свой печальный путь («Recht so! Habt dank!»; «Вот так! Благодарю!»). Гурнеманц с грустью рассказывает о невзгодах несчастного Амфортаса. Вооружённый священным копьём, пронзившим некогда Христа, Амфортас однажды отправился покарать коварного и злобного волшебника Клингзора. Колдун послал Кундри соблазнить его и сумел овладеть священным копьём, которым нанёс Амфортасу неисцелимую рану.

Рассказ Гурнеманца прерывает появление рыцарей, ведущих юношу, который подстрелил из лука одного из священных лебедей Монсальвата. Гурнеманц отечески упрекает его («Unerhortes Werk!»; «Тяжкий, страшный грех!»). Удручённый юноша ломает свой лук. Он ничего не может сказать о себе, не знает даже своего имени, которое называет Кундри — Парсифаль. Его мать, говорит она, не давала ему в руки оружия; теперь она умерла. Это известие повергает юношу в горе. Кундри по воле Клингзора погружается в волшебный сон.

Лес медленно исчезает; слышится перезвон колоколов. Гурнеманц и Парсифаль входят в огромный зал замка. Торжественно движется процессия рыцарей, вносится чаша под покрывалом (хоры «Zum letzten Liebesmale», «К последнему причастию»; «Den sundigen Welten», «Мир грешный спасая»). Слышен голос отца Амфортаса, старого Титуреля, установившего священный обряд: он спрашивает у сына, готов ли тот снять покрывало с чаши. Вид священного сосуда всякий раз доставляет Амфортасу жестокие страдания: его терзает рана, а ещё больше — сознание греха («Nein! Labt ihn unenthullt!»; «Нет! Нет, не в силах я!»). Темнеет; луч света освещает Грааль, горящий пурпуром. Амфортас поднимает чашу и благославляет причастие, рыцари причащаются, прославляя таинство. Затем Амфортас, обессиленный от жестоких мук, вынужден удалиться. Парсифаль как будто не понимает смысла церемонии, и Гурнеманц изгоняет его из храма.

Действие второе.
Волшебный замок Клингзора. Маг сидит перед зеркалом. Заклинаниями он пробуждает Кундри: она должна соблазнить Парсифаля, который, преодолевая все препятствия, приближается к замку. Кундри пытается сопротивляться, но тщетно (дуэт «Die Zeit ist da»; «Теперь пора»). Перед Парсифалем возникает волшебный сад с прекрасными девами цветами, которые пытаются очаровать рыцаря. Самая прекрасная — Кундри — спешит удалить их, и ей удаётся привлечь внимание Парсифаля: она напоминает ему о прошлом, о матери. Но когда Кундри целует его, тот чувствует, как рана Амфортаса причиняет ему жгучую боль. Он отталкивает Кундри (дуэт «Dies Alles, hab’ ich nun getraumt?»; «Всё это видел я во сне!»). Отвергнутая, Кундри зовёт волшебника, который бросает в Парсифаля волшебное копьё, но оно застывает в воздухе над его головой: юноша прочерчивает им знак креста, и сад превращается в пустыню, а Кундри лишается чувств.

Действие третье.
Весенний день. В окрестностях замка Грааля Гурнеманц, в одежде отшельника, находит Кундри, охваченную смятением. Между тем появляется рыцарь в тёмных латах: Гурнеманц напоминает ему, что сегодня Страстная Пятница, день, когда рыцарям Мосальвата не дозволено носить оружия. Неизвестный рыцарь оказывается Парсифалем, он рассказывает, как добыл священное копьё Амфортаса. Гурнеманц в свою очередь сообщает о смерти Титуреля и о том, что Амфортас угасает (дуэт «Erkennst du ihn?»; «Узнаешь его?»). Кундри бросается на колени перед Парсифалем, льёт ему на ноги миро и отирает их своими волосами; Гурнеманц посвящает его в короли Грааля. Кундри принимает крещение, Парсифаль призывает её полюбоваться на красоту пробуждающейся природы («Wie dunkt mich doch die Aue heut’ so schon!»; «Как поле нынче ласково цветёт!»).

Вместе с Кундри и Гурнеманцем он отправляется в замок. Парсифаль исцеляет священным копьём рану Амфортаса и снимает покрывало с Грааля: чаша сияет в его руках. Белая голубица слетает из-под купола храма и реет над головой Парсифаля. Кундри, не сводящая с него глаз, падает мёртвой.

Вагнер называл это произведение не оперой, а «Торжественной сценической мистерией». Предание гласит, что он считал его не больше не меньше как своего рода религиозной церемонией, а отнюдь не традиционным развлечением для слушателей. Он даже настаивал на том, чтобы не было никаких аплодисментов и чтобы это торжественное представление не давалось ни в одном оперном театре, кроме как в его собственном Festspielhaus («Доме торжественных представлений») в Байрёйте, где, по замыслу композитора, должны были исполняться только его творения.

На самом деле, однако, Вагнер сам провоцировал аплодисменты в конце второго действия, и в то время как запрет аплодисментов после первого действия остается в силе и в наши дни (по крайней мере, для той части публики, которая знакома с этой традицией), все выражают свой восторг после второго действия и, как правило, устраивают овацию после третьего. Исключение составляет, правда, внушающая благоговейный страх «Метрополитен-опера», где аплодисменты на «Парсифале» не допускаются вовсе. Что касается запрета на исполнение «Парсифаля» за пределами Байрёйта, то Вагнер высказал эту идею лишь однажды. Однако незадолго до своей смерти он, по-видимому, дал устное согласие Анжело Нойману, тенору и одновременно импрессарио, взять свое творение в путешествие по оперным сценам мира. Изменение намерений Вагнера, однако, так и не вылилось в форму подписанного им волеизъявления, так что первая внебайрёйтская постановка состоялась в «Метрополитен-опера» в канун Рождества двадцать один год спустя после премьеры, несмотря на безуспешные протесты вдовы Вагнера. Эта постановка вылилась в вульгарное гала-представление. Из Чикаго в Нью-Йорк был пущен специальный «Парсифаль-экспресс», газета «Evening Telegram» выпустила специальный «Парсифальский» номер, а на места в зале разыгрывались денежные призы.

Религиозные и философские идеи либретто представляют собой смесь христианства и буддизма, притом что символизм Чаши и Копья еще более древний. Но поскольку все красоты поэмы Вольфрама,которая вдохновила Вагнера на создание этой оперы, являются, по существу, христианскими, стоит напомнить, что благословенный Грааль — это та Чаша, из которой Иисус пил на тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский, согласно традиционным представлениям, собрал Его кровь, а Копье — это то самое Копье, которым Иисус был пронзен на кресте.

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ «Самые известные оперы мира»

с сайтов http://fenixclub.com, http://belcanto.ru

Оставьте комментарий