Самые известные оперы мира: Нюрнбергские Мейстерзингеры (Die Meistersinger von Nurnberg), Р. Вагнер

Самые известные оперы мира. Оригинальное название, автор и краткое описание.

Нюрнбергские Мейстерзингеры (Die Meistersinger von Nurnberg), Р. Вагнер

Опера в трёх действиях; либретто автора.
Первая постановка: Мюнхен, Придворный театр, 21 июня 1868 года.

Действующие лица:
Ганс Сакс, башмачник (бас) , Фейт Погнер, золотых дел мастер (бас), Кунц Фогельзанг, скорняк (тенор), Конрад Нахтигаль, жестянщик (бас), Сикст Бекмессер, городской писарь (бас), Фриц Котнер, пекарь (бас), Бальтазар Цорн, оловянных дел мастер (тенор), Ульрих Эйслингер, торговец пряностями (тенор), Августин Мозер, портной (тенор), Герман Ортель, мыловар (бас), Ганс Шварц, чулочник (бас), Ганс Фольц, медник (бас), Вальтер Штольцинг, молодой франконский рыцарь (тенор), Давид, ученик Сакса (тенор), Eвa, дочь Погнера (сопрано), Магдалина, подруга Евы (сопрано), Ночной сторож (бас). Горожане, горожанки всех цехов, подмастерья, ученики, народ.

Действие происходит в Нюрнберге в середине XVI века.

Действие первое.
Церковь святой Екатерины. На последних скамьях сидят молоденькая дочь ювелира Ева Погнер и её подруга, старая дева Магдалина. Ева под звуки хорала переглядывается с молодым рыцарем Вальтером фон Штольцингом, который прячется за колонной. По окончании службы Вальтер подходит к ним и спрашивает у Евы, невеста ли она или нет. Магдалина говорит ему, что Ева станет невестой того, кто получит приз на завтрашнем состязании певцов-мастеровых. Когда дамы уходят, Давид, ученик лучшего из мейстерзингеров сапожника Ганса Сакса, по поручению Магдалины сообщает рыцарю Вальтеру кое-какие сведения о певческих состязаниях. Спевка назначена в церковном приделе, и Вальтер решается принять в ней участие. Мало-помалу собираются мастеровые; среди них самодовольный писарь и певец Бекмессер, который заранее заручается расположением ювелира Погнера и сватается к Еве. Мастеровые ничего не имеют против того, чтобы Вальтер принял участие в состязании, а Бекмессер с первых же слов чувствует в рыцаре жениха. Погнер торжественно заявляет, что отдаст руку своей дочери победителю на завтрашнем состязании. Вальтер поёт на пробу песенку, которая нравится Гансу Саксу, но вызывает разногласие в оценках. Он начинает другую. Бекмессер прячется за занавес с доской и мелом в качестве «метчика» и отмечает все ошибки певца против правил ремесленной этики. Вальтер продолжает петь свои вдохновенные импровизации, несмотря на шум. Мейстерзингеры предсказывают ему громкий провал.

Действие второе.
Улица с двумя угловыми домами Погнера и Сакса. Летний вечер. Давид закрывает ставни дома Погнера; другие ученики делают тоже самое. Появляется Магдалина и узнаёт от Давида, неравнодушного к ней, что рыцарь на спевке провалился. Сапожные ученики вышучивают любовь Давида к старой деве. Погнер с дочерью возвращается с прогулки. Ева решает осведомиться об успехе Вальтера у Сакса. Вскоре подходит Сакс. Сапожник восхищён, отуманен песнями рыцаря, но поддразнивает Еву и уверяет, что Вальтер никуда не годный певец. Входит Вальтер. Сакс подслушивает разговор Евы с Вальтером, который потерял всякую надежду на получение приза и уговаривает девушку бежать с ним. Через некоторое время из дома выбегает Ева в платье Магдалины, но сапожник, решив помешать скандалу, вытаскивает на улицу свой рабочий столик и начинает петь песню про Еву и райского змея с личными намёками в адрес Евы Погнер. Девушка прячется с рыцарем под тень дерева. Тем временем под окно Евы, откуда выглядывает Магдалина, приходит Бекмессер, чтобы пропеть своей будущей супруге песенку, которую он приготовил на предстоящее состязание. Сапожник, однако, не смущаясь, продолжает петь своё, но, наконец, ограничивается ролью «метчика» и ударом молотка по колодке отмечает каждую ошибку влюблённого писаря. Бекмессер входит в азарт и начинает кричать всё громче и фальшивее. На шум сбегаются соседи. Давид, увидев у окна Магдалину, начинает ревновать её к Бекмессеру. Завязывается драка. Выскакивают соседи, представители вечно враждующих цехов; начинается грандиозная потасовка. Сакс, пользуясь смятением, вталкивает Еву обратно в дом её отца, а Вальтера тащит в свой собственный дом. Рожок ночного сторожа сразу унимает и разгоняет драчунов; когда приближается старик с фонарём и алебардой, улица, залитая лунным светом, тиха и пуста.

Действие третье. Картина первая.
Мастерская Сакса. Поэт-сапожник углублён в чтение исторического фолианта, в философские думы о мирской суете и не замечает своего ученика Давида, который воображает, что мастер сердится на него за вчерашний скандал. Давид убеждается в том, что Сакс ничего против него не имеет, и поздравляет его с Ивановым днём. Сакс приказывает Давиду принарядиться по случаю праздника. Когда Давид уходит, входит Вальтер и рассказывает Саксу свой сон. Сакс заставляет его обработать этот сон в поэтической форме и положить на музыку. Он даёт несколько советов, сообщает несколько правил, и рыцарь превосходно справляется со своей задачей. Давид приносит мастеру праздничное платье, и оба удаляются. Вошедший тем временем Бекмессер видит написанные слова песни и воображает, что Сакс сам хочет свататься к Еве. Сакс успокаивает его и даже дарит ему листок; писарь в восторге уходит сочинять под стихи мелодию. Появляется Ева в белом платье под тем предлогом, что ей жмёт башмак, на самом же деле, чтобы увидеть рыцаря. Сакс зовёт Давида и Магдалину и предсказывает Вальтеру верную победу на состязании. В заключение сапожник на радостях даёт пощёчину своему ученику и посвящает его этим в подмастерья.

Картина вторая.
Большой луг под Нюрнбергом. Торжественное шествие цехов сапожников, портных, пекарей и т.д. со знаменами и учениками в одежде герольдов. Шум и пляски. Толпа приветствует певцов-мастеровых, в особенности же Ганса Сакса. Начинается состязание. Бекмессер поёт песенку, сочинённую, по его мнению, Саксом; он коверкает слова, возбуждает всеобщий смех и, проклиная коварного сапожника, с позором убегает. Сакс передаёт листок мейстерзингерам и указывает на настоящего автора. Вальтер поёт ту же песню на свой мотив с настоящими словами; под Евой и раем, который он видел во сне, он подразумевает Еву Погнер и её любовь. Песня имеет большой успех, рыцарь получает руку девушки, но отказывается от звания мейстерзингера. Ганс Сакс упрекает его в излишней гордости, и собрание чествует громкими криками верного и скромного служителя искусства Ганса Сакса.

Полное исполнение «Мейстерзингеров» (без учета времени антрактов) длится четыре с половиной часа. Однако, когда Вагнер, вдохновленный чтением произведений старой немецкой литературы, впервые задумался над сюжетом о нюрнбергских мейстерзингерах, он замыслил одноактную комедию — получасовой дивертисмент, который должен был служить своего рода интермедией в «Тангейзере». Но тогда работа была отложена. Только через шестнадцать лет он опять обратился к этому сюжету. Прошло, однако, еще шесть лет, прежде чем он закончил оперу. К этому времени первоначальный план не устоял перед вагнеровской гигантоманией. Так возникла одна из наиболее любимых всеми его опер. Падеревский называл ее «величайшим творением из созданных гениями всех времен и народов». Не многие музыканты поставили бы эту оперу так высоко, и даже наиболее преданные вагнерианцы предпочитают отдать пальму первенства «Кольцу нибелунга» или «Тристану». В конце концов, это второстепенный вопрос, каков ранг этой оперы в ряду таких, как «Фальстаф» Верди и «Кавалер розы» Рихарда Штрауса лучших оперных комедий, написанных со времен Моцарта. Безусловно, однако, что по своей популярности «Мейстерзингеры» превосходят две последние.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.

Первый набросок текста «Мейстерзингеров» относится к 1845 году. Замысел был подсказан только что законченной оперой «Тангейзер»: это должна была быть своеобразная комедийная параллель к состязанию певцов в Вартбурге. В центре обоих произведений — певческий турнир, в котором наградой победителю служит рука прекрасной девушки. Но если в «Тангейзере» право на любовь красавицы оспаривали рыцари-миннезингеры, то в «Мейстерзингерах» — ремесленники-горожане, «мастера пений». Работа над «Мейстерзингерами» началась лишь в декабре 1861 года и продолжалась несколько лет; опера была закончена в октябре 1867 года. Премьера ее состоялась 21 июня 1868 года в Мюнхене.

При создании либретто «Мейстерзингеров» композитор использовал различные источники. Сведения о жизненном укладе и правилах поэтического искусства цеха (объединения) мастеров пения средневекового Нюрнбернга Вагнер почерпнул из старинной нюрнбергской хроники 1697 года, вдохновившей до него немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана на создание новеллы «Мастер Мартин-бочар и его подмастерья»; отдельные детали этой новеллы также послужили материалом для либретто. Рисуя историческую фигуру поэта-башмачника Ганса Закса (1494—1576), Вагнер пользовался его сочинениями, широко известными в Германии (после длительного забвения их заново открыл Гете, посвятивший Заксу одно из своих стихотворений). Вагнер не первый вывел Закса на сцене — о нем были написаны и пьесы и оперы. Непосредственной предшественницей вагнеровских «Мейстерзингеров» явилась опера популярного в свое время композитора А. Лорцинга «Ганс Закс, или Мейстерзингеры» (1840). Некоторые сюжетные положения были заимствованы из другой оперы Лорцинга — «Оружейник» (1846).

В то же время в литературном тексте «Мейстерзингеров» отразились и некоторые автобиографические моменты. В скорбных философских раздумьях Закса, несколько неожиданных в устах средневекового народного поэта, звучат собственные мысли Вагнера. В образе Вальтера Штольцинга, пылкого романтического художника, чье искусство дерзко разрушает привычную рутину, вызывая страх и возмущение ученых хранителей старины, нетрудно увидеть поэтическое воплощение судьбы самого композитора, а в сатирической фигуре глупого и самодовольного Бекмессера — признанного судьи на состязании «мастеров пения» — его врагов, недалеких и консервативных критиков.

За 20 лет, прошедших с момента зарождения, замысел «Мейстерзингеров» претерпел значительные изменения. Образ Закса — этого, по выражению Вагнера, последнего представителя творческого духа немецкого народа — стал более сложным; в его уста вложен трагический монолог о несчастьях и безумии, царящих в мире. Одновременно получили развитие народные бытовые картины, занявшие в окончательном варианте значительное место (в частности, написана великолепная по своей реалистичности сцена ночной драки). Комическая опера стала величественным произведением о жизни народа, о его могучем, всепобеждающем искусстве.

МУЗЫКА.

«Мейстерзингеры» — единственная из зрелых опер Вагнера, написанная на историко-бытовой сюжет. Колоритные картины средневекового города, его своеобразной жизни и обычаев занимают здесь большое место. Отношения действующих лиц завязываются на широком, красочном народном фоне. Хоры поражают мощью звучания и полифоническим богатством. В них воплощены сила народа, его оптимизм и душевное здоровье. Музыка «Мейстерзингеров» близка к немецкому фольклору: таковы три песни Вальтера, песня Закса об ангеле-башмачнике, песенка Давида, хоры цехов.

В большом симфоническом вступлении сопоставлены две группы музыкальных тем: торжественные, величественные мелодии связаны с образами народной жизни, светлые, порывистые мотивы рисуют мир лирических переживаний Вальтера и Евы.

Действие первого акта развивается медленно, неторопливо. Острое драматическое столкновение происходит лишь в конце акта. Наиболее полно здесь охарактеризован Вальтер; поэтичные образы его первой песни «Когда дремал под снегом лес» воплощены в гибкой напевной мелодии, в которой звучат отголоски популярных немецких «весенних песен». Вторая песня Вальтера «Начинай! В лесной тиши прозвучал весны призывный клич» более порывиста и взволнованна; в ней появляется образ злой зимы, тщетно пытающейся помешать вольным напевам. Песня перерастает в большую драматическую сцену — ансамбль; в нем противопоставлены напевная мелодия Вальтера и сердитые реплики мастеров, к которым присоединяется насмешливый хор учеников.

Второй акт состоит из двух разделов. Первый посвящен личным переживаниям героев — в нем преобладают сольные эпизоды; второй — большая массовая сцена ночной драки. Широко, многогранно раскрывается образ Закса; в благородной мелодии его монолога «Сирень моя в истоме» отзвуки второй песни Вальтера, о которой вспоминает Закс, приобретают более сдержанным и просветленный характер. В песне об ангеле-башмачнике «Как Еву, мать всех матерей» простая незамысловатая мелодия сменяется громкими грубоватыми выкриками «Иерум!» и стуком молотка в оркестре. Мастерски написанный живой, динамичный финал открывается серенадой Бекмессера; к ней присоединяются насмешливые реплики Закса, затем Давида, изумленные возгласы мейстерзингеров; ансамбль вырастает в массовую сцену, в которой, помимо солистов, участвуют три хора — учеников, горожан и женщин. После рога ночного сторожа хоры замолкают, звучность оркестра ослабевает, слышатся лишь глухие отзвуки драки, да песня сторожа.

В третьем акте две картины. В первой — простодушной песенке Давида «Когда, сходясь на Иордан» выпукло противопоставлен сосредоточенный философский монолог Закса «Жизнь — сон»; скорбный, полный сдержанного пафоса, он постепенно проясняется и звучит в конце светло и умиротворенно. В следующей затем сцене широкой волной льются прекрасные мелодии третьей песни Вальтера, оттеняемые выразительными речитативами Закса. Редкий по красоте лирический квинтет предшествует торжественному оркестровому интермеццо, которое служит переходом к финалу оперы.

В финале воспроизведена монументальная картина народного торжества. Его открывает шествие цехов; незамысловатую песню башмачников сменяет шумный оркестровый эпизод, рисующий городских музыкантов — трубачей, барабанщиков, флейтистов; за ним следуют комическая песенка портных и суровый, героический напев пекарей. В центре сцены состязания — третья песня Вальтера «Розовым утром алел свод небес»; подхваченная мастерами и народом, она превращается в мощный ансамбль с хором.

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ «Самые известные оперы мира»

с сайтов http://fenixclub.com, http://belcanto.ru

Оставьте комментарий