Самые известные оперы мира: Манон (Manon), Ж. Массне

Самые известные оперы мира. Оригинальное название, автор и краткое описание.

Манон (Manon), Ж. Массне

Опера в пяти действиях; либретто А. Мельяка и Ф. Жилля по роману А. Ф. Прево «История кавалера Де Грие и Манон Леско».

Первая постановка: Париж, «Опера комик», 19 января 1884 года.

Действующие лица: Манон Леско (сопрано), Пуссетта (сопрано), Жавотта (меццо-сопрано), Розетта (контральто), кавалер Де Грие (тенор), Леско (баритон), граф Де Грие (бас), Гийо де Морфонтен (бас), Де Бретиньи (баритон); два стражника, привратник семинарии, сержант, стрелок, игрок; знатные дамы, синьоры, горожане и горожанки Амьена и Парижа; путешественники и путешественницы, носильщики, кондуктора, торговцы и торговки, богомолки, игроки, шулера.

Действие происходит во Франции в 1721 году.

Действие первое.
Город Амьен. Горожане на площади близ гостиницы ждут прибытия почтового дилижанса. Здесь же гвардеец Леско, он встречает кузину, шестнадцатилетнюю Манон. Рядом у гостиницы веселится с девицами компания парижан, среди них богачи Бретиньи и Гильо. Подкатывает дилижанс. Леско рад сестре. Та грустна. Родители, стремясь пресечь ее склонности к развлечениям, отправляют её в монастырь. Леско просит Манон никуда не отлучаться, он сейчас распорядится насчет багажа и вернётся. К девушке подходит, покинув компанию, Гильо, с ходу зазывающий красавицу в Париж. Вернувшийся Леско возмущён и готов с кулаками броситься на ловеласа. Леско уже сомневается в том, может ли он оставить хоть на минуту кузину, но друзья предлагают выпить по стаканчику, и он, дав ей наставления, снова ненадолго удаляется. На опустевшей площади показывается молодой кавалер де Грие, он прощается с городом, в котором учился, и собирается домой к отцу. Его взор встречается со взглядом Манон. Завязывается разговор. Юноша сочувствует судьбе, уготованной Манон, и предлагает ей помощь. Единственный выход — бежать в Париж, где её вряд ли отыщут. Согласна ли девушка связать свою судьбу с приглянувшимся ей незнакомцем? Да. К тому же можно воспользоваться экипажем Гильо, на котором тот также предлагал ей уехать в Париж. Тем временем в гостинице переполох. Леско не может найти кузины, Гильо ищет экипаж. Разобравшись, Леско проклинает всё и вся, а Гильо, обиженный тем, что им пренебрегли, клянётся отомстить.

Действие второе.
В маленькой парижской квартире счастливо живут молодые. Де Грие мечтает о браке и решается написать отцу, прося его благословения. Неожиданно появляется Леско, которому удалось отыскать беглецов в Париже. С ним Бретиньи, переодетый в форму стражника. Леско грозит, что пришёл к де Грие рассчитаться за кузину, но, ознакомившись с письмом того к отцу, изменяет мнение о нём и готов к примирению. Улучив момент, к Манон подходит Бретиньи. Он тоже влюблён в красавицу и уговаривает её оставить уже весьма стеснённого в средствах возлюбленного, обещая роскошную жизнь. Ветреная Манон колеблется. Гости уходят. Молодые вновь одни. Раздаётся стук, де Грие безмятежно открывает дверь и оказывается схваченным слугами отца. Эго Бретиньи предательски сообщил графу де Грие о местопребывании сына. Несмотря на отчаянное сопротивление, юношу отправляют в родительский дом. Манон рыдает.

Действие третье.
Прошло два года. На парижской улице прогуливаются Гильо и Бретиньи. Бретиньи требует, чтобы приятель перестал преследовать Манон, которая поселилась в особняке Бретиньи и ведёт роскошную жизнь звезды полусвета. Появляется Манон. Её окружает свита блестящей столичной молодёжи. В толпе говорят о де Грие. Обрывки разговора доносятся до Манон. Она узнаёт, что тот стал священником и посвятил себя служению богу. Манон взволнована. Внезапно она заливается слезами. Напрасно Бретиньи пытается её успокоить. Неожиданно оставив весёлую компанию, она, взяв карету, отправляется в семинарию, где живёт де Грие. Ворвавшись к нему в келью, Манон бросается к ногам бывшего возлюбленного со слезами раскаяния и мольбами о прощении. Не совладав с искушением, де Грие вместе с любимой покидает стены обители.

Действие четвертое.
Игорный дом. Поиздержавшийся Леско пытается здесь поправить своё положение. В разгаре игры появляются де Грие с Манон, которые тоже без денег и пытаются поймать удачу. Леско уговаривает де Грие рискнуть, ведь новичкам всегда везёт. Тот неохотно соглашается. Противником оказывается Гильо. Трижды удача приходит к де Грие. Гильо взбешён и обвиняет его в шулерстве. Появляется полиция, и Гильо во всеуслышанье называет де Грие мошенником, а Манон сообщницей. Обоих арестовывают. Однако, если связи отца помогают вызволить сына из тюрьмы, то у Манон другая участь — ссылка.

Действие пятое.
На дороге, ведущей в Гавр, где скоро должна появиться партия ссыльных, де Грие пытается что-нибудь придумать для спасения возлюбленной. Путём подкупа конвоира ему удаётся остаться наедине с несчастной Манон. Пора бежать. Но бурные события подточили силы Манон. Она умирает на глазах любимого.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.

Начиная с Дюма-сына, автора «Дамы с камелиями», во французской литературе утвердился образ изящной, хрупкой, чувственной женщины, бросающей вызов буржуазной морали и гибнущей в столкновении с жизнью. Прототипом подобных образов является героиня повести аббата Прево (1697—1793) «История кавалера де Грие и Манон Леско», рассказывающая о печальной судьбе юноши, который хотел посвятить себя церкви, и легкомысленной девице, погубившей себя. Этот сюжет заинтересовал не одного Массне: его использовали в опере также Обер (1856) и Пуччини (1893). Сам Массне спустя несколько лет после создания «Манон» вернулся к нему, написав одноактную оперу под названием «Портрет Манон» (либретто Жоржа Буайе, 1894).

Либреттисты А. Мельяк (1832—1897) и Ф. Жилль (1831—1901) развили сюжет на широком, разнообразном и сочном фоне. Здесь двор провинциальной гостиницы и шумная праздничная площадь в Париже, внутренность собора и игорный дом, скромная комната де Грие и дорога в Гавр, по которой проводят каторжников. Большое место отведено обрисовке колоритных картин городской жизни Франции XVIII века, различных социальных слоев общества и человеческих типов. Однако в центре либретто — судьба двух влюбленных.

Опера была закончена в 1881 году. Первое представление состоялось 19 января 1884 года в Париже, на сцене театра Комической оперы.

МУЗЫКА.

«Манон» Массне — один из лучших образцов французской лирической оперы. Характеры действующих лиц, их переменчивая внутренняя жизнь, тонкие оттенки чувств и сокрушающие порывы страсти рельефно отражаются в музыке. Главным средством для композитора служит выразительный, гибкий речитатив, подчас приобретающий яркие мелодические очертания. Чередование небольших ариозо и развернутых диалогических сцен создает непрерывное музыкальное развитие. Многочисленные песенные, хоровые, танцевальные эпизоды сочными красками обрисовывают колоритный и яркий фон событий, внося в музыку живость и разнообразие.

Опера открывается оркестровой прелюдией; начало ее выдержано в характере светлого гавота, в заключении возникает мелодия песни стрелков-конвоиров из последней картины.

В действие вводит остроумная комедийная сцена —- квинтет (Гильо, Бретиньи, Пуссетта, Жавотта, Розетта; затем хозяин гостиницы), полный юмора, остроумных пародийных моментов, живой и блестящий. Хоры горожан, сцена Леско со стражниками, эпизод прибытия дилижанса — подвижная массовая сцена с многочисленными бытовыми персонажами и группами — подготавливают появление Манон. Нежно порывистая тема в оркестре и несмелое, застенчивое ариозо «Как объяснить вам, я не знаю» — первые штрихи ее портрета. Притворная галантность ариозо Леско «Ах, будьте скромной» подчеркивает простодушие и непосредственность Манон в следующем ее ариозо («Ах, нет, Манон, гони мечтанья»). Сцена-диалог Манон и де Грие развивается на фоне трепетной мелодии в оркестре; речь героев, вначале робкая и сдержанная, постепенно.оживляется, становится страстно упоенной. Финал акта — динамичная массовая сцена (гнев Леско, ярость Гильо, насмешки присутствующих) — обычно выпускается.

Большое вступление второго акта основано на теме де Грие. Ее развитие сопровождает речитативно-ариозный дуэт Манон и де Грие. Центральный эпизод акта — квартет, передающий многоплановость ситуации; в нем соединены размеренное чтение Леско письма, восторженные реплики де Грие и приглушенный диалог Манон и Бретиньи. Второй дуэт Манон и де Грие передает глубокий контраст настроений (Манон: «В сердце боль», де Грие: «Радостный день»); холодные фразы Манон в низком регистре противостоят распевной эмоциональной мелодии де Грие. Дуэт переходит в арию де Грие «Вижу я, как наяву» («Грезы») с хрупким, воздушным сопровождением оркестра.

Первой картине третьего акта предшествует оркестровый антракт в характере изящного менуэта. Первую половину картины занимает большой ансамбль с хором (торговцы, модистки, горожане), включающий игривый дуэт Пуссетты и Жавотты «Можем мы повеселиться», диалог Гильо и Бретиньи о Манон. В центре картины уверенно-кокетливая ария Манон «Так значит, я мила?» и ее песня «Пользуйтесь жизнью», подхватываемая хором; своей мелодией, ритмом гавота она напоминает французские народные песни. Сцена-диалог Манон и графа де Грие идет на фоне музыки менуэта, доносящейся из танцевального зала. Балетная сцена с участием Бретиньи и хора представляет собой сюиту из старинных французских танцев.

Вторая картина третьего акта начинается хоральными звучаниями органа за опущенным занавесом и оркестровым вступлением в духе полифонической музыки XVIII века. На этом фоне звучит хор богомолок и знатных дам. В арии де Грие «Я один» мерная печальная мелодия сопровождается суровыми аккордами органа. Речитатив Манон «Как мрачно здесь» накладывается на звучание многоголосного полифонического хора «Магнификат» с органом. Дуэт Манон и де Грие — большая мастерски построенная сцена; вначале у де Грие звучат решительные интонации, резко отличные от строя речи Манон, однако постепенно они уступают место певучим, пылким фразам, а в оркестре тем временем крепнет звучание темы любви, торжествующе завершающей сцену.

Первая картина четвертого акта — сочная жанровая сцена; большой ансамбль с хором объединяет реплики банкомета, возгласы игроков, песню Леско с девицами и шулерами. В центре картины — лихорадочно-взвинченное, полное отчаяния ариозо де Грие «Манон, ты мой кумир».

Диалог де Грие и Леско в начале последней картины звучит на фоне приближающейся песни конвоиров «Наш солдат шагал»; ее невеселая, размеренная мелодия подготавливается оркестровым вступлением. Дуэт Манон и де Грие «Ты плачешь!» занимает большую часть картины; тема любви звучит у Манон устало, печально, прерывисто; в заключении она широко и упоенно проводится оркестром.

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ «Самые известные оперы мира»

с сайтов http://fenixclub.com, http://belcanto.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: