Самые известные оперы мира: Джанни Скикки (Gianni Schicchi), Дж. Пуччини

Самые известные оперы мира. Оригинальное название, автор и краткое описание.

Джанни Скикки (Gianni Schicchi), Дж. Пуччини

Одноактная опера; либретто Дж. Форцано.
Третья часть «Триптиха» (Il trittico): «Плащ», «Сестра Анжелика», «Джанни Скикки».
Первая постановка: Нью-Йорк, Метрополитен Опера, 14 декабря 1918 года.

Действующие лица: Джанни Скикки (баритон), Лауретта (сопрано), родственники Буозо Донати: Дзита по прозвищу Старуха (меццо-сопрано), Ринуччо (тенор), Герардо (тенор), Нелла (сопрано), Герардино (сопрано), Бетто ди Синья (баритон), Симоне (бас), Марко (бас), Чьеска (меццо-сопрано), доктор Спинеллоччо (бас), Амантио ди Николаи (бас), Пинеллино (баритон), Гуччо (бас).

Действие происходит во Флоренции в 1299 году.

Утро. Солнечные лучи проникают в спальню дома богача Буозо Донати.

В канделябрах горят ещё не потушенные свечи — о них забыли. Вокруг кровати с балдахином толпятся родственники Буозо. А сам владелец дома лежит бездыханный на постели, покрытый красным сукном.

Старый богач отдал богу душу, и теперь его родичи, стараясь друг перед другом, стремятся выразить своё безутешное горе. Но все они думают о завещании скончавшегося старика. Где оно? Как распорядился Буозо своим богатством? Ходят слухи, будто он хотел завещать своё имущество монахам. Неужели это правда?

Родственники обращаются за советом к семидесятилетнему Симону, кузену покойного. Симон стар, начитан, его даже избирали подестой (бургомистром) в Фучекио. Как быть? «Если завещание хранится у нотариуса, — говорит Симон, — тогда дело плохо. Если же оно здесь, в доме Буозо, тогда…» Все начинают искать документ, в котором выражена последняя воля покойного. Надо прежде всего выяснить, верны ли тревожные слухи. Если же они верны… ну что ж, может быть, всё-таки удастся что-либо предпринять. Шурин Буозо Бетто, воспользовавшись тем, что на него не смотрят, незаметно кладёт в карман кое-какие серебряные вещицы. Завещание найдено. Его нашёл молодой Ринуччо. Впрочем, он, в отличие от других родственников покойного, мало думает о деньгах. Его мысли заняты Лауреттой, дочерью Скикки. Они любят друг друга. Но тётка Ринуччо противится браку. Её племянник не должен стать мужем незнатной и небогатой девушки. «Если завещание в нашу пользу, — говорит юноша, обращаясь к тётке, старухе Цитте, — ты на радостях позволишь мне жениться на Лауретте?» Он посылает мальчика Джерардино за Скикки и его дочкой.

Но радоваться, оказывается, нечему. Буозо действительно завещал своё имущество монахам. Родственники возмущены. Они готовы бранить покойника последними словами. Подумать только. Теперь монахи будут обжираться и пьянствовать на деньги Буозо. Да ещё вдобавок они будут посмеиваться над незадачливыми наследниками. И снова родственники обступают Симона — что предпринять? Увы, закон есть закон, как его обойдёшь?!

«Только один человек может нам помочь! — восклицает Ринуччо. — Джанни Скикки! Он уже идёт сюда!» Родственникам Буозо не хочется иметь дело с этим плебеем. Ринуччо выступает в защиту отца своей возлюбленной. Он не дворянин? Зато он умён, хитёр, отлично знает законы и сумеет найти выход из любого трудного положения. А вот и сам Джанни Скикки со своей Лауреттой. Он готов помочь обманутым в своих ожиданиях родственникам. Скикки отсылает дочь — пусть кормит птичек на балконе, пока взрослые люди занимаются делом. «Знает ли кто- нибудь о смерти Буозо?» — спрашивает он. «Никто!» — «Унесите мертвеца, — распоряжается Джанни Скикки. — Канделябры с зажжёнными в знак траура свечами надо убрать, а постель — оправить».

Во время этих приготовлений появляется доктор, лечивший Буозо Донатти. Скикки, спрятавшись, говорит, изменив свой голос: «Мне много лучше. Но страшно хочется спать. Не зайдёте ли вы, доктор, вечером?» — «Мои не умирают пациенты», — говорит довольный собой врач и уходит.

Джанни Скикки объясняет свой план. Все убедились, что он сможет подделать свой голос — его не отличишь от голоса покойника. А если и подделать внешность… Тогда он продиктует нотариусу новое завещание.

Всеобщий восторг. Какой молодец этот Скикки, как ловко он придумал.

«Но должен вас предупредить, — говорит Джанни Скикки. — Знаете ли вы, как карает закон того, кто составит подложное завещание, и всех его сообщников? Если наша проделка раскроется, у каждого из нас отрубят правую руку, и мы будем навсегда изгнаны из Флоренции.»

Родственники встревожены. Но даже страх перед этим ужасным наказанием не может остановить людей, мечтающих о богатстве.

Мнимый Буозо, приняв соответствующий вид, ложится в постель. Вводят нотариуса. «Умирающий» прежде всего аннулирует все свои прежние распоряжения, в том числе и подлинное завещание Донати. «Как благоразумно!» — восхищаются родственники. Монахам он завещает пять флоринов. «Не мало ли будет?» — осторожно осведомляется нотариус. — «Нет! Если я пожертвую много денег, станут говорить, что моё богатство было награблено». А затем поддельный Буозо завещает имущество своему «любимому другу Джанни Скикки». Родственники вне себя от гнева, но что они могут сделать. Разоблачив ловкого обманщика, они и себя подставят под удар. Когда нотариус уходит, все эти кузины, кузены, их жёны набрасываются на «любимого друга»: «Вор ты, мошенник, грабитель!» — «Вон из моего дома!» — кричит новоявленный наследник Буозо. Он выгоняет обманутых обманщиков.

А Ринуччо и Лауретта счастливы. Теперь Лауретта богата; старая Цитта не сможет препятствовать их браку.

Джанни Скикки обращается к публике: «Скажите вы сами — кто лучше меня распорядился бы наследством Буозо? А ведь за это плутовство я должен вечно жариться в аду. Ну что ж. Однако великий Данте не будет возражать, если вы уважите мою просьбу и признаете, что тот, кто вас развлёк сегодня, заслуживает снисхождения».

Входящая в «Триптих» комическая опера композитора — единственное сочинение этого жанра в его творчестве. Здесь прослеживаются традиции, идущие от вердиевского «Фальстафа». В опере сочетаются яркие мелодии (например, ария Лауретты «O mio babbino care» — одна из популярнейших в мировом репертуаре) с выразительными и динамичными речитативами. Опера входит в репертуар крупнейших оперных театров мира. Первая постановка на русской сцене состоялась в 1976 году (Ленинград, Малый театр оперы и балета). Отметим постановки в Метрополитен Опера (1989, дирижер Ливайн), Гамбурге (1995, постановка Купфера).

Дискография: CD — Sony. Дирижер Маазель, Джанни Скикки (Гобби), Лауретта (Котрубаш), Ринуччо (Доминго).

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ «Самые известные оперы мира»

с сайтов http://fenixclub.com, http://belcanto.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: