Самые известные оперы мира: Вольный стрелок (Der Freischutz), К. М. фон Вебер

Самые известные оперы мира. Оригинальное название, автор и краткое описание.

Вольный стрелок (Der Freischutz), К. М. фон Вебер

Романтическая опера в трех действиях; либретто Ф. Кинда.
Первая постановка: Берлин, Национальный театр, 18 июня 1821 года.

Действующие лица: Граф Оттокар (баритон), Куно, графский лесничий (бас), Агата, его дочь (сопрано), Анхен, её подруга (сопрано), Каспар, егерь (бас), Макс, егерь (тенор), Пустынник (бас), Килиан (баритон), Самиель, «чёрный охотник» (без пения); крестьяне, охотники, девушки, музыканты, духи и призраки.

Действие происходит в Богемии после Тридцатилетней войны (в 1690 году).

Действие первое.
Площадь в деревне с мишенью для стрельбы. Крестьянин Килиан лучше всех попадал в цель и получил кличку «стрелкового короля». Крестьяне поздравляют «короля». Общее веселье не разделяет егерь Макс. Он не попал в цель и, мрачный, сидит в стороне. Килиан начинает высмеивать плохого стрелка. К нему присоединяются и крестьяне. Макс долго терпеливо переносит все шутки, но потом не выдерживает и вступает в драку. В эту минуту к толпе подходит лесничий графа Оттокара Куно и останавливает Макса. Куно, считавший Макса прекрасным стрелком, удивляется его несчастью и выражает надежду, что в завтрашнем публичном состязании в стрельбе Макс окажется победителем. Лесничий рассказывает историю этого состязания: лесник одного из предков нынешнего владетельного графа однажды подстрелил оленя, к спине которого крестьянами был привязан вор; и с тех пор, по распоряжению графа, звание лесничего предоставляется лишь тому из кандидатов, кто окажется победителем на состязании в стрельбе. Для Макса завтрашнее состязание имеет огромное значение: если он не попадёт в цель, Куно никогда не выдаст за него свою дочь Агату. Максу кажется, что его преследует судьба, и его тревожит исход предстоящего соревнования. Появляется его товарищ егерь Каспар и злорадно смеётся над ним. Куно успокаивает Макса, советуя ему положиться на провидение. Когда все уходят, Каспар поит Макса вином, старается развлечь его песнями и уговаривает запастись волшебными пулями от призрака-охотника Самиэля. Одну из таких пуль Каспар даёт Максу, и тот расстреливает ею орла. Макс договаривается с Каспаром о встрече в полночь в проклятом месте, называемом «волчьим оврагом». Каспар торжествует: он теперь не сомневается в том, что ему удастся отомстить Агате, от которой он получил отказ.

Действие второе. Картина первая.
Комната в доме лесничего Куно. Агата сидит за шитьём. Её подруга Анхен, стоя на стуле, прибивает к стене портрет какого-то предка, который падает в ту минуту, когда Макс застрелил орла. Агата находится в мрачном настроении, предчувствуя что-то недоброе. Анхен напоминает ей о предстоящей свадьбе, старается развлечь её шутками и затем уходит. Агата наедине предаётся мечтам о Максе, молится за него и, заметив его издали, радостно идёт ему навстречу. Входят Макс и Анхен. Макс заявляет девушкам, что ему удалось застрелить оленя; олень свалился в «волчий овраг» и, несмотря на поздний час, Макс должен отправиться за ним сейчас, чтобы поутру кто-нибудь не унёс его. Девушки тщетно уговаривают Макса не ходить в полночь в проклятое место. Макс не внимает их мольбам и, уверяя, что его влечёт туда судьба, убегает.

Картина вторая.
«Волчий овраг». Каспар в ожидании Макса заключает договор с демоническим охотником Самиэлем, которому он продаёт свою жизнь. Но затем вместо себя предлагает Макса. Призрак загадочно отвечает: «Он или ты». В это время с вершины в овраг спускается Макс, его удерживает тень матери, но Самиэль вызывает призрак Агаты, и Макс после некоторого колебания сходит вниз. Макс принимается за приготовление семи волшебных пуль из материала, доставляемого Каспаром. Их окружают адские видения. При последней, самой роковой пуле, появляется призрак Самиэля, и оба егеря падают полумёртвые от ужаса на землю.

Действие третье. Картина первая.
Комната Агаты. Агата молится. Мрачные предчувствия не покидают её. Она убита печалью. Появляется Анхен и снова старается развлечь её. Мало-помалу это ей удаётся. Анхен рассказывает подруге, как однажды её тётке являлся призрак, оказавшийся цепной собакой. Затем приходят дружки, поздравляющие Агату как невесту Макса. Но и тут не обходится без дурного предзнаменования: дружки вместо свадебного принесли по ошибке могильный венок. Весёлая Анхен не перестаёт шутить, стараясь отвлечь внимание Агаты от этого печального случая.

Картина вторая.
Глухой лес. Проходят охотники с весёлой песней. Среди них Макс и Каспар. У Макса осталась только одна пуля, и он просит ещё одну у Каспара. Но тот отказывает ему в этом и убивает своей шестой пулей лисицу. Таким образом для предстоящего состязания у Макса остаётся только одна роковая, седьмая пуля.

Картина третья.
Площадь, на которой должно состояться состязание в стрельбе. Граф Оттокар, владелец лесничества, приказывает Максу выстрелить в белого голубя на лету. В то время как Макс уже начинает прицеливаться, на горе показывается Агата, сопровождаемая старцем-пустынником, и в испуге кричит Максу, чтобы он не стрелял. От этого окрика у Макса дрогнула рука. Он застрелил не голубя, а спрятавшегося за деревом Каспара. Раздаётся злобный хохот Самиэля. Агата падает без чувств; потом она постепенно приходит в себя. Граф Оттокар приходит в ярость от неудачного выстрела и грозит изгнать негодного стрелка из своей страны. За Макса вступается благочестивый старец. Он сообщает графу о коварных проделках Каспара и просит дать Максу на исправление год, а обычай состязания уничтожить навсегда. Граф уступает к великой радости Агаты и Макса, счастливому союзу которых теперь ничто уже не может помешать.

История создания.

Сюжетом оперы послужила старинная, широко распространенная в Германии и Чехии легенда о юноше, который заключил договор с дьяволом. Заколдованные пули, полученные от «черного охотника», приносят юноше победу в стрелковом состязании, но последняя пуля смертельно ранит его невесту.

Желание сочинить оперу возникло у Вебера в 1810 году, когда он познакомился с этой колоритной легендой в «Книге страшных историй» немецкого писателя-романтика А. Апеля. Легенда привлекла Вебера картинами немецкого народного быта, поэзией лесной природы, фантастическими образами. К осуществлению своего намерения композитор смог приступить лишь в 1817 году. Либретто оперы, написанное Ф. Киндом (1768—1843), отличается от своего первоисточника благополучным концом: в столкновении добра и зла побеждают светлые силы. С миром мрачной, зловещей фантастики связан продавший душу дьяволу охотник Каспар. Макс — жених Агаты — отмечен типично романтическими чертами психологической раздвоенности: влиянию Каспара, за которым стоят адские силы, противостоит обаяние душевной чистоты любящей Агаты, светлый образ которой обрисован Вебером с большой теплотой. Действие разворачивается на фоне бытовых сцен, с которыми контрастируют фантастические эпизоды.

Созданная в обстановке бурного национально-освободительного подъема, опера «Вольный стрелок» отвечала чаяниям передовой демократической аудитории. Премьера, состоявшаяся в Берлине 18 июня 1821 года, прошла с исключительным успехом — опера приветствовалась не только как выдающееся художественное явление, но и как произведение большого патриотического значения.

Музыка.

«Вольный стрелок» — одно из лучших творений немецкого национального романтического театра. Обратившись к жанру зингшпиля, Вебер применил необычные для него широкие оперные формы, насытив их драматизмом, богатством психологических оттенков. Наряду с развернутыми музыкальными портретами основных героев значительное место в опере занимают бытовые сцены, тесно связанные с немецкой народной песенностью. Ярко выразительны фантастические эпизоды и музыкальные пейзажи, в которых проявилось колористическое богатство оркестра Вебера.

Большая увертюра построена на музыкальных темах оперы. Плавная мелодия валторн, претворяя поэзию старинных охотничьих легенд, рисует романтически таинственную картину леса. Основной раздел увертюры посвящен обрисовке противоборствующих сил. Заканчивается она ослепительно-торжественной кодой.

В первом акте на фоне жизнерадостных массовых сцен возникают разнообразные музыкальные характеристики. Хоровая интродукция передает картину крестьянского празднества, ее музыка имеет народный характер; марш звучит так, словно его исполняют сельские музыканты; наивность и простота выражения отличают незатейливый деревенский вальс. Резкий контраст вносит ария Макса «Горем скован, как цепями», полная смятения и тревоги. В застольной песне Каспара «Что б мы были без вина» увлекают острый ритм, стремительность движения. Его образ далее развивается в арии «Нет, нет, погибнуть должен он», где угловатая мелодия сочетается с ритмами неистовой дьявольской пляски.

Второй акт делится на две резко противостоящие картины. Грациозная ариетта беспечной Анхен «Юноша, если красивый» оттеняет глубину чувств и душевную чистоту Агаты в ее арии-сцене «Усну ль я, не дождавшись»; чередование выразительных речитативов и пленительных песенных мелодий правдиво передает душевные движения девушки, заключительная же часть арии полна блеска, света и радости.

Во второй картине драматическое напряжение растет. Решающая роль здесь отведена оркестру. Необычно звучащие аккорды, мрачные, глухие тембры, наводящие ужас завывания невидимого хора создают таинственную, фантастическую картину. В центральном эпизоде — сцене литья волшебных пуль — музыка с потрясающей наглядностью изображает дикий разгул дьявольских сил. Третий акт состоит из двух картин. В первой преобладают спокойно-идиллические настроения. Каватина Агаты «Толпами ходят в небе тучи» овеяна поэтичной, светлой грустью. В мягкие нежные тона окрашен хор подружек, чутко воссоздающий черты национальной песенности.

Вторая картина открывается темпераментным хором охотников, в мелодии которого слышатся отзвуки охотничьих рогов; хор этот, близкий немецким народным песням, получил мировую известность. Финал оперы представляет собой развернутую ансамблевую сцену с хором, в конце которой с радостным подъемом звучит музыкальная тема, уже знакомая по увертюре и заключительной части арии Агаты из второго акта.

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ «Самые известные оперы мира»

с сайтов http://fenixclub.com, http://belcanto.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: