Самые известные оперы мира: Виндзорские проказницы (Die lustigen Weiber von Windsor), О. Николаи

Самые известные оперы мира. Оригинальное название, автор и краткое описание.

Виндзорские проказницы (Die lustigen Weiber von Windsor), О. Николаи.

Комическая опера в трех действиях (девяти картинах); либретто Г. С. Мозенталя по одноимённой комедии Шекспира.
Первая постановка: Берлин, 9 марта 1849 года, под управлением автора.

Действующие лица: Сэр Джон Фальстаф (бас), Мистер Форд (бас), Мистер Пейдж (баритон), Фентон (тенор), Слендер (тенор), Доктор Каюс (бас), Миссис Форд (сопрано), Миссис Пейдж (контральто), Анна, её дочь (сопрано).

Действие первое. Картина первая.
Двор между домами Форда и Пейджа. Миссис Форд вне себя от гнева: хвастун и щёголь Фальстаф осмелился написать ей любовное письмо. К её гневным словам прислушивается миссис Пейдж, которая выходит из своего дома: этот волокита написал подобное письмо и ей. Женщины заключают союз: они заманят сластолюбца в ловушку и опозорят перед всем миром.

К Анне сватаются три жениха. Глупый, но богатый Слендер, горячий и вспыльчивый Каюс и превосходный, но бедный юноша Фентон. Выбор Пейджа пабает на Слендера, его жены — на Каюса. Во дворе дома появляется Пейдж с тремя женихами. Однако Анна отвергает Слендера и Каюса, и они уходят. Остаётся Фентон, он проит у отца руки Анны, но получает отказ.

Картина вторая.
Комната в доме Фордов. Миссис Форд ломает голову над тем, как лучше проучить Фальстафа. Она решает притвориться, что принимает его ухаживания. В это время в комнату вбегает миссис Пейдж и сообщает, что Форд спешит домой убить похитителя своей чести. Женщины уговорят Фальстафа спрятаться в бельевой корзине, которую слуги унесут и вывалят в сточную канаву.

Шутка приобретает серьёзный оборот: Форд действительно узнаёт о готовящемся свидании и появляется в сопровождении Каюса, Слендера и других горожан. Он хочет устыдить жену, уличив её в неверности. Разгневанный муж переворачивает весь дом в поисках соблазнителя, но того уже унесли в корзине.

Действие второе. Картина первая.
Таверна. Фальстаф хочет в вине потопить своё горе и забыть про неудачу. Вскоре к нему возвращается хорошее настроение: лакей приносит ему новое приглашение от миссис Форд. С Фальстафом хочет познакомиться некий господин Бах, под этим именем скрывается Форд. Он намерен узнать, действительно ли жена изменила ему. В ходе разговора Фальстаф рассказывает о своём первом посещении, а потом хвастается, что красотка пригласила его снова, и теперь-то уж он наверняка добъётся своего.

Картина вторая.
Сад за домом Пейджа. Слендер пытается встретиться с Анной, но ему мешает решительно настроенный доктор Каюс, которого привели сюда подобные намерения. Появляется Фентон. Анна любит его и хочет, чтобы он стал её мужем. Слендер и Каюс вынуждены выслушать до конца разговор влюблённых, в котором Анна и Фентон делают нелестные замечания об обоих неудачливых поклонниках.

Картина третья.
Спальня в доме Форда. Фальстаф снова объясняется в любви миссис Форд. И снова миссис Пейдж прерывает их свидание сообщением, что Форд идёт домой. Фальстаф так напуган, что женщинам удаётся уговорить его переодеться в платье толстой тётушки Бренфорд, которую Форд не выносит и не раз выгонял из дома. Форд, ворвавшись в дом, как безумный, бросается на бельевую корзину. Он выбрасывает из корзины бельё и продырявливает её шпагой. Его супруга с издевательской улыбкой приглашает соседей полюбоваться безобразной сценой. Приходит и миссис Пейдж с толстухой Бренфорд — переодетым Фальстафом. Форд, надавав «тётушке» тумаков, выставляет её за дверь.

Действие третье. Картина первая.
В доме Пейджа. Форд и Пейдж довольны и веселы, ведь у них есть основательные доказательства верности их жён. Они тоже решают как следует насолить Фальстафу за то, что он доставил им столько хлопот. Такая возможность представляется им во время маскарадного шествия. Пейдж хочет одновременно использовать шутку и для того, чтобы окончательно решить вопрос о замужестве дочери.

Картина вторая.
Фальстаф, наряженный «охотником Герном», бахвалящийся, что он с успехом ухаживал за обеими красотками, получает по заслугам и колотушек, и позора. Очаровательная Анна не достаётся ни богачу Слендеру, ни доктору Каюсу. Воспользовавшись общей суматохой, она венчается с Фентоном. Родители прощают их. В конце концов прощение получает и рыцарь Фальстаф.

Лучшая опера Николаи — прекрасный образец раннеромантической немецкой музыки, сочетающий «итальянское изящество» (по словам автора) с немецким духом. Поэтому, несмотря на появление в конце века «Фальстафа», музыка Николаи не утратила своей привлекательности для любителя оперы.

Русская премьера состоялась в 1859 году (Петербург, Александринский театр). Среди лучших исполнителей партии Фальстафа О. Петров, Ф. Стравинский. Опера шла под названием «Виндзорские кумушки». В оригинальной версии имена семейств Форд и Пейдж «онемечены» (герр и фрау Флют и Райх). В отечественной театральной традиции придерживались подлинных (шекспировских) имен.

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ «Самые известные оперы мира»

с сайтов http://fenixclub.com, http://belcanto.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: